Факторы влияющие на туристический бизнес 23 Июл 2008
Эксперты подчеркивают, что так называемый синдром 11 сентяб¬ря все еще оказывает влияние на мировой туристский рынок, хотя его влияние иногда преувеличивается. Фактор террористической угрозы, похоже, уже прочно занял свое место в современном мире, но в 2002 г., как, во всяком случае, считают специалисты ВТО, его влияние на туризм
было локальным и ограниченным во времени. Наибольший ущерб индуст¬рии туризма, по-видимому, принес теракт на тунисском курорте Джерба, отразившийся на динамике туристских прибытий всей Северной Афри¬ки, поскольку он был совершен в преддверии высокого сезона. Взрывы в Момбасе, произошедшие поздней осенью, оказали на туристскую индуст¬рию Африки гораздо меньшее влияние. Не вызвали серьезного кризиса в туризме и теракты в Индонезии, хотя трагедия на Бали обернулась для страны падением туристского потока на 2,2%. Это свидетельствует о том, что экономическая ситуация в мире оказывает на международ¬ный туризм гораздо большее влияние, чем террористическая угроза.
Свыше 60% всех прибытий иностранных туристов и 70—75% со¬вершаемых в мире поездок приходится на промышленно развитые стра¬ны.
В 2002 г. увеличилась на 3,2% средняя продолжительность путе¬шествий и составила 9,4 ночи (10,4 дня). На 10,6% вырос уровень рас¬ходов при путешествиях по Европе, что связано с инфляционными процессами и переходом ряда стран на евро, который повлек за собой повышение цен на туристские услуги. По целям поездок лидируют пляжные туры, связанные с пребыванием у воды (круизы, озерный туризм), лечебные туры и событийный туризм.
Долгосрочные перспективы развития туризма представляются специалистам оптимистическими. Согласно прогнозу Всемирной ту¬ристской организации к 2010 г. в мире ежегодно будут путешество¬вать около 1 млрд человек, к 2020 г. — до 1,5 млрд человек, а доходы от туризма могут составить примерно 2 трлн дол. США.
Для 83% стран мира туризм в настоящее время является одним из пяти основных источников дохода, а для 38% стран туризм — это главный источник дохода. Туризм занимает первое место в мире сре¬ди всех остальных секторов экономики по количеству рабочих мест. Если в 1998 г. в сфере туризма было занято 115 млн человек, то прог¬нозируется, что к 2020 г. в мире будет создано 550 млн рабочих мест.
В настоящее время туризм в различных странах развит очень не¬равномерно. Преимущественно туристы выезжают из высокоразвитых стран, являющихся, по терминологии Всемирной туристской органи¬зации, странами — поставщиками туристов. В эту группу входят госу¬дарства, где процент населения, выезжающего в заграничные поездки, выше 10. Количество таких стран невелико (12—17), однако их список постоянно пополняется. До недавнего времени в их число, помимо высокоразвитых стран Западной и Северной Европы, Северной Аме¬рики и Японии, входили государства Восточной Европы, района Пер¬сидского залива. Сегодня их место активно занимают новые индуст¬риальные страны, развивающиеся государства, достигшие высокой степени развития, — Республика Корея, Сингапур и др.
Странами — поставщиками туристов формируется основной по¬ток туристов в развивающиеся государства. Выездной туризм в разви¬вающихся странах представлен слабо.
Все специалисты в области туризма сходятся во мнении, что в основе развития туризма лежит экономический и социальный про¬гресс. Более детальный анализ позволяет среди многочисленных, воз¬действующих на развитие туризма факторов выделить главные: политические, экономические, социально-демографические, культур¬но-познавательные и научно-технические.